Что означает и как анализировать детский рисунок?

Дети начинают рисовать с момента, когда они достаточно вырастают для того, чтобы держать в руках карандаш или маркер и использовать его для рисования на бумаге. Для маленьких детей рисование представляет собой естественную деятельность. Они рисуют, чтобы выразить эмоции, потому как они ещё в полной мере не знают, как выражать разные чувства с помощью слов. Дети выражают свои страхи, радости, мечты, надежды и ночные кошмары с помощью рисунков, а также передают информацию об их отношениях с миром и другими вещами, которые их окружают. Детские рисунки могут говорить об их личности и давать нам точную информацию об их талантах.

Как анализировать детский рисунок?

Каждый родитель надеется найти какой-то смысл в рисунках своего ребенка. Иногда рисунки — это всего лишь рисунки, и не более, чем забавное времяпровождение для ребёнка, проектирующего свои мысли на бумаге. Но иногда, если присмотреться к детским рисункам, то можно обнаружить более глубокий смысл того, что они думают и чувствуют.

Этапы детского рисования

Педагоги и детские психологи выделяют 3 основных этапа детского рисования:

  1. Каракули;
  2. Схематическое изображение;
  3. Осмысленные рисунки.

Каракули

На этом этапе (2-4 года), как таковых, рисунков не существует. На бумаге можно наблюдать точки, палочки, кривые линии, неровные окружности и т.д. Может показаться, что на рисунке совершенно отсутствует всякий смысл, однако иногда ребёнок может создать нечто, называемое «случайным реализмом». Этот термин означает, что на подобных рисунках можно увидеть определённые формы, похожие на автомобиль или дом, или что-то вроде того.

Схематические изображения

Схематические изображения рисунок ребенка, фото

На этом этапе развития (4-7 лет) дети пытаются изобразить то, что они видели своими глазами. На бумаге уже можно наблюдать простейшие рисунки, такие как лица, фигуры, автомобили, грузовики, деревья, дома, планеты, корабли и подобные модели. На таких рисунках нет каких-то реалистичных деталей. Стоит так же отметить, что на данном этапе дети любят добавлять мелкие детали к рисункам, такие как цветы у дома, одежду на фигурках, звёзды в небе и т.д.

Осмысленные рисунки

Детский рисунок, фото

На данном этапе (7+ лет) уже можно наблюдать осознанное изображение. Например, рисунок океана может включать в себя морских чаек, рыб, пляжный мяч, людей в купальных костюмах и т.д. Слова и символы могут быть добавлены на рисунок, чтобы дать дополнительные комментарии, объясняющие рисунок. Если брать в пример изображения людей, то на лицах можно уже наблюдать веснушки и прочие мелкие детали, дополняющие внешний вид. Такие рисунки уже имеют более реалистичный, глубокий вид и гласят о том, что ребёнок развивается в своём кругозоре.

Цветовые и гендерные предпочтения

Детский цветной рисунок карандашом, фото

Неудивительно, что есть некоторые различия между тем, как рисуют девочки и мальчики. Девочки обычно рисуют округлые формы, в том числе цветы и сердца, а мальчики предпочитают прямые линии, из которых они рисуют автомобили, автобусы, паровозы, корабли и т.д. Кроме того, исследования различных институтов показали, что рисунки девочек отличаются тем, что на них можно наблюдать больше цвета, чем на рисунках мальчиков. Девочки предпочитают более тёплые и мягкие цвета (к примеру, розовый), а мальчики отдают своё предпочтение более холодным тонам (к примеру, синий).

Выбор цвета также может зависить от личности:

  1. Черный и фиолетовый говорят о доминировании и, в основном, предпочитаются требовательными детьми;
  2. Синий популярен среди коммуникабельных в своей среде детей, которые любят животных и природу;
  3. Красный — цвет азарта, свойственен детям, которые являются по своей натуре любознательными и не хотят ничего пропустить, один из самых популярных цветов у детей;
  4. Розовый — демонстрирует потребность в любви и признании, популярен среди девочек;
  5. Зелёный цвет — это цвет тех, кто любит отличаться от других, в основном свойственен творческим людям;
  6. Жёлтый — демонстрирует интеллект и «солнечную натуру», почти всегда такие люди являются оптимистами и любят жизнь.

О чём говорит позиция рисунка

Рисунок человечка, фото

Когда дело доходит до анализа позиционирования рисунка, очевидно, что левая часть бумаги традиционно связана с прошлым и воспитанием. Зачастую ассоциируется с мамами. Правая сторона затрагивает интерес к будущему и необходимости к общению. Правая сторона ассоциируется с отцами.

Ребёнок, который рисует изображение правильного размера, считается психологически сбалансированным и адеквантым, в то время как небольшие рисунки, нарисованные на нижнем краю бумаги или в углу, выражают неадекватное мышление и ненадёжность.

О каких эмоциях говорят рисунки?

Рисунок ребенка 3-х лет, фото
Жирные штрихи говорят об импульсивном характере ребёнка. Рисунки могут говорить о многом: о кругозоре, мировоззрении, настроении, эмоциях и многом другом. За время различных исследований, детские психологи и педагоги выделили несколько факторов, указывающих на эмоциональное состояние ребёнка при исследовании его рисунков.

  • Подробные рисунки, полные деталей говорят о ребёнке, который чувствует необходимость предпринимать множество попыток и стараться;
  • Жирные штрихи, особенно расположенные близко друг к другу, могут быть признаком стресса, сильных чувств, решительности или гнева, в то время как более мягкие линии указывают на более мягкий характер;
  • Качественные, аккуратные линии также могут говорить об эмоциональном состоянии. Фигура, нарисованная светлыми, колеблющимися, ломанными линиями, указывает на нерешительного, неуверенного в себе ребёнка, который пытается обдумать каждый свой шаг. В то время, как жирная, непрерывная линия выражает уверенность в себе и чувство безопасности.

Так же очень важно учитывать размер рисунков, при этом более важные детали становятся более крупными.

Отсутствие рук и оружия на рисунках интерпретируется, как указание на робость, признак неагрессивных детей, в то время как увеличенный размер рук рассматривается, как указание на агрессию, например, если ребёнок рисует сам себя. Подобным же образом крошечные детали тела воспринимаются, как признак неуверенности.

  • Импульсивный ребёнок: большие фигуры, шея и асимметрия конечностей;
  • Тревожный ребёнок: облака, дождь, летающие птицы, фигуры без глаз;
  • Застенчивый ребёнок: короткие фигуры, маленький нос или рот, крошечные конечности тел;
  • Сердитый ребёнок: большие руки и зубы, длинные конечности, скрещенные глаза;
  • Неадекватный ребёнок: чудовищные фигуры, крошечные головы, руки и наклонные фигуры;

Как вы могли заметить, все вышеперечисленные способы — совершенно несложная и крайне важная процедура, которая поможет вам узнать весь внутренний мир вашего ребёнка.

Александр Романов

Администратор и основатель блога Health&Soul, автор статей.