Есть ли свобода выбора на самом деле?

Статья посвящена, если хотите, возможности выбора в жизни каждого из нас. Выбора как проявления человеческой воли. Ведь без этого немаловажного аспекта невозможно развитие и становление личности как таковое. А вопрос-то, на самом деле, актуальный именно для нашего времени, когда в силу действующих социальных факторов получила широкое распространение идея релятивизма во всех ее проявлениях.

Противоречие как сущность человеческой природы

Современный мир просто поражает своими контрастами: не смотря на популярность фильмов с разложением понятий добра и зла на отдельные составляющие, в обществе бытует мнение, что природы человека в принципе не существует, да и сам человек – полностью продукт социальных условий, в которых он живет. А значит, любой поступок имеет в качестве своей причины нечто, вытекающее не из нас самих, а всё из тех же социальных условий. Так ли это?

Давайте искать ответы в истории психологии. Позиция Фрейда в этом отношении ясна: он считал, что природа человека всё же существует. Конечно, на шатком фундаменте сложно построить науку. Мы всегда должны опираться на некую «неизменность», которую можно назвать «природой», даже если эта неизменность представляет собой постоянное становление, как у Гераклита. Однако Фрейд, по всей видимости, мало внимания уделял именно социальной составляющей развития личности. На это указывают, в частности, представители неофрейдизма.

Э. Фромм в работе «Душа человека» говорит: «Сущностью человека является не добро и зло, не любовь или ненависть, а противоречие, которое заставляет искать всё новые решения». Противоречие, о котором идет речь, есть не что иное, как противостояние архаических (животных) импульсов и прогрессивных идей, ведущих человека к осознанию самого себя как отдельной полноценной личности. Проблема, которая появилась в тот момент, когда появилось сознание человека, отделяющее его от животного мира и природы в целом. Но имеем ли мы свободу выбора в разрешении этого противоречия, или процессы регрессии и прогрессии детерминированы внешними силами и социальным фактором?

Выходя за рамки бытия…

Истина, как всегда, где-то посередине. Несомненно, социальный фактор оставляет неизгладимый след на каждом человеке. Однако само наличие сознания помогает человеку выбраться из порочного круга в процессе расширения этого сознания. Оказывается, Фрейд не был ни детерминистом, ни индетерминистом, ведь для него залогом освобождения от цепи неизбежности было осознание бессознательного. проблема выбора.

Именно с этим мы и будем связывать развитие свободы воли человека. Как мы видим, оно неразрывно связано с ментальным развитием. Вот вам и причина необходимости наличия раздела «Психология и сознание» на блоге о здоровом образе жизни. Как часто мы можем спутать импульсы, навеянные внешней средой, с нашими истинными желаниями? В таком случае мы привыкли сетовать на отсутствие результатов в каких-либо начинаниях, ведь мы можем не осознавать, что на самом деле нами управляют совершенно другие силы, сокрытые в нашем подсознании, а рационализация этих сил представляется в виде «истины».

Перейдем к конкретным примерам. Привожу из той же работы Э. Фромма. Возьмем человека, который собирается бросить курить. Что его побудило к этому решению? Ну, скажем, он прочитал много о вреде курения в какой-либо газете или в интернете. И здесь начинается самое интересное и самое коварное. Сама мысль о решении бросить курить представляется в сознании человека как собственно «решение», как на развилке у двух дорог. Но на самом-то деле истинное решение человек принимает в тот момент, когда перед ним лежит сигарета и он «решает», курить ее или нет. Сколько будет таких сигарет – столько и решений. Возникает вопрос: свободен ли человек не курить или нет в каждом из этих т. н. «актов»?

Допустим, этот человек принял такое «решение», что лучше уж он проживет немного меньше, чем откажется от удовольствия курить. На первый взгляд, проблема выбора отпадает в принципе. Но… Такое решение на самом деле может быть замаскированной рационализацией собственной слабости и бессилия перед вредной привычкой. Тогда «решение» на самом деле не является актом воли, а скорее выступает как признак ее отсутствия.

И опять мы приходим к интересному выводу: проблема выбора и свободы воли разрешается тогда, когда мы в ладу с самим собой и с собственным подсознанием. Вот что значит «осознание бессознательного» по Фрейду. Для этого, вне всякого сомнения, нужно развивать свои мыслительные способности и учиться выявлять деструктивные силы, действующие внутри нашего подсознания и разрушающие нашу личность. И вот почему красочные фильмы никогда не заменят литературу, в действительности помогающую на пути саморазвития.

Александр Романов

Администратор и основатель блога Health&Soul, автор статей.