Как бороться с хронической прокрастинацией?

Практически каждый человек страдает этим. Кто-то в большей степени, кто-то в меньшей. Но некоторых она поработила. Прокрастинация. Пугающее звучание у этого слова, но и не менее страшная суть. В психологии прокрастинация означает откладывание на потом важных дел. Особенно тех, которые мы по каким-то причинам не хотим делать, или боимся. Хроническая прокрастинация — это когда вы не можете выбраться из этого состояния продолжительное время.

Прокрастинация

И это не лень. Потому что лень это ничегоделание, так, просто лежать и плевать в потолок.

Прокрастинация — это ерундизм. То есть важные и срочные дела заменяются всякой деятельной ерундой. Полазить в соц. сетях, пятый раз попить чай, поболтать ни о чем с коллегой или десять раз помыть пол в течение одного дня. А важные дела стоят на месте и никак не решаются. На них просто не остается сил. Это как толочь воду в ступе. Работаешь, пашешь, а толку нет. Бессмысленное занятие.

Причины прокрастинации

Считается, что есть ряд причин в возникновении прокрастинации:

1. Неумение планировать (или нежелание). Между тем очень полезно составлять списки планируемых дел на день, неделю, месяц, год. Списки эти можно дополнять или вычеркивать лишнее. Главное не думать, что эти списки будут вами управлять, лишать вас свободы. Наоборот, свободы станет больше, потому что дела будут сокращаться.

Я, например, планирую только будние дни, а в выходные позволяю себе жить без всякого плана. Делаю только то, что хочется в данный момент больше всего.

2. Страх начинать и страх заканчивать дела. Со страхом начинаний все понятно. Обычно это такие мысли: «А вдруг не получится, а что если это будет никому не нужно, может, только зря время потеряю» и так далее. Помните, что страх это черта, переступив которую, вы получите результат. Положительный или отрицательный, не важно. Главное, у вас будет опыт. А если черту (страх) не переступить, то не будет ни-че-го. Пустое бессмысленное жизнь существование.

Со вторым страхом – заканчивать дела, не все ясно. В этом случае мы боимся ответственности за сделанное, что его не оценят по достоинству; что достигли не того, чего хотели; дело кончилось, а что дальше не известно. В таком случае надо ставить себе множество разнообразных целей и потихоньку к ним идти.

3. Слишком много важных дел.

Да, в списках дела можно помечать как:

  • важные-срочные;
  • важные-несрочные;
  • неважные-срочные;
  • неважные-несрочные.

Или по принципу АВС, где А – очень важные дела, В – средняя важность, С – не важные дела.

Постепенно вы поймете, какие дела можно с легкостью откладывать на потом (например, смотреть телевизор, общаться с нудными людьми, играть в компьютерные игры и т. д.).

4. Вообще слишком много дел. Напишите список дел на день, в конце дня отметьте, что сделано, а что нет. И так в течение недели. Затем сокращайте список до тех дел, которые важны и нужны здесь и сейчас. Разбивайте крупные дела на мелкие и делайте их по чуть-чуть каждый день.

Например, надо убраться в шкафу. Если наводить порядок сразу, на это может уйти весь день. Лучше убирать по одной полке в течение получаса каждый день, до полного порядка в шкафу. И времени уйдет меньше, и дел больше сделаете.

5. Постоянный цейтнот, усталость. Возможно, вы находитесь в прокрастинации, потому что и правда, делаете огромную кучу дел? Тогда вам просто необходимо отдохнуть. Кстати, время на отдых тоже включайте в список планирования.

И не забывайте, что прошлого уже нет, а будущее еще не настало. Живем мы только здесь и сейчас. Постоянный цейтнот это стресс для организма. Замедляйтесь хоть иногда.

А как вы боритесь с прокрастинацией?

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Александр Романов

Администратор и основатель блога Health&Soul, автор статей.